Своеобразие творчества Абдуллы Каххара
Своеобразие творчества Абдуллы Каххара

Своеобразие творчества Абдуллы Каххара

3 165 marta ko'rildi

 «Талантливый человек талантлив во всем».

Л. Фейхтвангер.

«Каххар был настоящим человеком, и он оставил много бесценных произведений в литературе» . К Симонов Абдулла Каххар является национальным художником, со свойственным ему индивидуальным стилем. Он свои темы и сюжеты находил в узбекской действительности. Герои писателя связаны с бытом, обычаями, традициями и нравами той среды, которая, выдвинула их. Абдулла Каххар по праву считается выдающимся мастером короткого рассказа, одним из основоположников узбекской прозы. В его рассказах запечатлены яркие человеческие образы, глубоко раскрыты жизненные противоречия и конфликты.

Актуальность: Произведение Абдуллы Каххара актуально по сей день, в ней изображены человеческие пороки, быт простого народа. Принимая во внимание тот факт, что творческое наследие Абдуллы Каххар имеет большое значение для развития молодого поколения в духе любви и преданности Родине, образования национальных и общечеловеческих ценностей.

    1. Особенности творчества Каххара – рассказчика

По мнению литературоведов, духовный облик любой нации определяется уровнем его художественной литературы. Литературные произведения любого направления могут быть зеркалом народной духовности. Если вглядеться в историю нашей литературы, можно увидеть таинственный, сияющий облик прошлого, мечты и надежды, стремления народа, облик эпохи и времени, своеобразная концепция творца успела сформироваться в качестве главного критерия художественной литературы. От других видов искусства художественные произведения отличаются тем, что могут прививать читателю некие нравственные концепты. Художественные произведения служат отображением духовного мира людей, отражают эпоху и среду, в которой было создано то или иное произведение.

Художественная литература завоёвывает душу читателя при помощи слова. Как было сказано выше, оружие литературы — слово. Настоящую мощь слова мы можем наблюдать и в разнообразии жанров и направлений, которых особенно много в художественной литературе. Друг от друга все эти жанры и направления отличаются своими особенностями. Если поэзия затрагивает нежные струны души, представляя собой, зачастую, плод душевного волнения поэта, то в прозе преобладают повествовательные мотивы. В драматических же произведениях образы раскрываются через действие. Но для всех жанров есть и общие стороны, в частности, все они объединяются вокруг воспитательной функции литературы. Одним из направлений, выполняющих подобную функцию, являются произведения, написанные в юмористическом духе. Если посмотреть на историю узбекской литературы, можно увидеть, что сатирические произведения занимали в ней особое место. В развитие этого направления свой достойный вклад внёс и Абдулла Каххар.0

Абдулла Каххар (1907-1968) вошел в узбекскую литературу как превосходный рассказчик и непревзойденный мастер этого жанра, но он выступает также как романист и драматург. В его рассказах раскрываются лучшие черты узбекского народа – ясный ум, житейская мудрость, склонность к юмору. За заслуги в области литературы, Абдулле Каххару присвоено звание «Народный писатель Узбекистана» посмертно.0

Творчество А. Каххара- ярчайшее явление в узбекской литературу XX века. А. Каххар создавал произведения в разных жанрах и обогатил сокровищницу узбекской литературы жемчужинами редкой эстетической красоты.

А. Каххар является подлинно национальным художником, со свойственным ему индивидуальным стилем. Темы и сюжеты он брал из узбекской действительности. Его герои теснейшим образом связаны с бытом, обычаями, традициями и нравами той среды, которая выдвинула их. В развитии узбекской прозы значительное место занимают такие его романы, как «Мираж», » Огни Кошчинара», а также повести «Птичка-невеличка» и «Сказки о былом». В «Сказках о былом» автор повествует о людях, которые оставили глубокий след в его памяти. Сам Абдулла Каххар говорил: «Я нарисовал то, очевидцем чего был сам в детстве. Написал правду, одну только правду. И если эта правда кажется вам, современной молодежи, чудовищно невероятной, тогда, что ж я назову свой горький, но до конца правдивый рассказ – сказкой!»0

Абдулла Каххар печатался с 1924 года как фельетонист. Затем начал работать в жанре короткой новеллы и своим творчеством сделал немало для развития этого жанра в узбекской литературе, создав такие произведения, как «Вор», «Прозрение слепых», «Гранат». Его рассказы говорят о том, что писатель глубоко проник в жизнь. В них запечатлены яркие человеческие образы-типы, глубоко раскрыты жизненные противоречия, конфликты, важные стороны жизни ХХ века. Особенно больших успехов достиг А. Каххар в жанре рассказа. Уже в 30-е годы он обрел славу мастерства узбекского реалистического рассказа и работал в этом жанре около 40 лет. В одном из своих статей А. Каххар подчеркивал: «Я очень люблю писать рассказы и потому всегда считал их точилом для своего пера».0

Наблюдая жизнь, людские характеры, исследуя творческие лаборатории великих писателей – А. Чехова, А.Кадыри, Каххар сам вскоре достиг высот в искусстве рассказа. Произведения А. Каххар 30-х годов можно поделить на две группы: рассказы, чья тематика связана с прошлым,- «Больная», «Воры», «Гранат», «Городской сад» и – из современности «Бескрылая синица», «Художник», «Годы», «Учитель словесности». Независимо от темы, рассказы имеют одну задачу- воспитание людей в духе благородства. Стремление А. Каххара доставить читателю максимальное эстетическое удовольствие, дать пищу для размышления. При этом он избегает дидактизма – просветительская цель достигается раскрытием внутренней сути характера и поступков персонажей и общим эмоциональным воздействием рассказа на ум и сердце читателя.0

Ежедневный быт А. Каххар мог мастерски воплотить в художественное обобщения. В основе рассказа «Больная» история о том, как бедняк Сотиболди пытается вылечить свою больную жену. Ему это не удается. Рассказ завершается смертью женщины. Писатель изображает эту трагедию как личностную драму Сотиболди, Абдугани-бая, маленькой девочки, старой соседки. Сотиболди даже мечтать не мог о больнице: «Когда говорили “докторхона”, у Сотиболди перед глазами возникали извозчик и 25- рублевая купюра с изображением русского царя». Бедность, не позволившая Сотиболди спасти жену,- основная причина этой трагедии. В рассказе «Больная» рассказывается, как знахари обманывают больных. «…Позвали знахаря; он пустил кровь. У больной потемнело в глазах и закружилась голова… Заговаривал болезнь заклинатель. Приходила какая-то женщина, стегала больную ветками тальника, смазывала кровью только что зарезанной курицы…»

В рассказе «Воры» повествуется о другой трагедии: у дедушки Кобила украли быка, в поисках правды он попал в еще худшую беду – его обобрали чиновники, довели до разорения. Эпиграфом к рассказу служит народная поговорка: «Лошадь сдохла – собаке праздник». Так раскрывается идея рассказа. Бедой одного бедняка воспользовались много богатых, но бесчестных людей- элликбаши, амин, юзбаши, мингбаши. Делая вывод, что вор – это не только тот, кто украл ночью быка, но и чиновник, грабящий средь бела дня и прикрывающим при этом «добрым» намерениями.

Во многих рассказах Каххара, посвященных действительности 20-30 годов, отображены беспощадная борьба между новым и старым, в них созданы ярчайшие, характерные для этого периода образы.0

В 30-ые годы Абдулла Каххар, помимо фельетонов, стихов, новелл и рассказов, занимается переводческой деятельностью. Он перевел на узбекский язык «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, «Мои университеты» М. Горького, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, «Межгорье» Ивана Ле, «Огненного коня» Ф. Гладкова и других. В годы второй мировой войны Абдулла Каххар писал повести и рассказы, посвященные дружбе народов и их героической борьбе с фашистскими захватчиками (Очерк «Герой из Дардака», «Женщины», «Асрор-бобо»). После войны Абдулла Каххар написал роман «Огни Кошчинара», повесть «Птичка-невеличка», комедии «На новой земле», «Больные зубы», «Голос из гроба». Тематика произведений А. Каххара разнообразна. Новеллы А. Каххара отображают разные явления. Это произведения с большим социальным содержанием. Более тридцати новелл созданы в 30-е годы ХХ века («Воры», «Больная», «Гранат», «Сад отдыха» и другие). А также написаны прозаиком А. Каххаром сборник рассказов «Мир молодеет», «Синица без крыльев», «Рассказы», «Женщина, которая не попробовала кишмиша», «Тысяча и одна жизнь», автобиографические книги «Сказки о былом», «Любовь», комедии «Шелковое сюзанэ», «Мои милые матушки» и другие. В своих ранних рассказах («Мир молодеет», 1932) Каххар создает характер легкомысленного юноши, который не достигает свой цели. Дидактическими наставлениями овладевает реалистические рассказы «Противник» и «Бескрылая синица».0

В рассказе «Противник» показывается столкновение старого с новым, где автор смог показать враждебные отношения отца и сына. Изображает характерные черты своих персонажей. А. Каххар в своих произведениях стремится воздействовать на читателя не нотациями и наставлениями, а художественными образами. Он овладел художественным мастерством и тем самым способствовал успешному развитию узбекской национальной новеллистки. В рассказах «Воры», «Гранаты», «Больная» Каххар обличает чиновников, показывает их гнусные дела и поддую мораль царских времен. Сатира и юмор в рассказах А. Каххара на современную тему бичуют пережитки прошлого. Например, в рассказах «Женщина, которая не попробовала кишмиша», «Влюбленные», «Лицемер», «Писец», «Учитель литературы», «Художник» автор показывает беспринципных чиновников, мещанское настроенных людей.

Абдулла Каххар вошел в узбекскую литературу как превосходный рассказчик и непревзойденный мастер этого жанра. Его даже называют узбекским Чеховым. В его рассказах раскрываются лучшие черты узбекского народа – ясный ум, житейская мудрость, склонность к юмору. Язык рассказов А. Каххара лаконичен, полон афоризмов и лишен традиционной для узбекской прозы вычурности и цветистости.

В своих ранних рассказах («Мир молодеет», 1932) Каххар создает характер легкомысленного юноши, который не достигает свой цели. Дидактическими наставлениями овладевает реалистические рассказы «Противник» и «Бескрылая синица». В рассказе «Противник» показывается столкновение старого с новым, где автор смог показать враждебные отношения отца и сына. Изображает характерные черты своих персонажей. А. Каххар в своих произведениях стремится воздействовать на читателя не нотациями и наставлениями, а художественными образами. Он овладел художественным мастерством и тем самым способствовал успешному развитию узбекской национальной новеллистки. В рассказах «Воры», «Гранаты», «Больная» Каххар обличает чиновников, показывает их гнусные дела и поддую мораль царских времен. Сатира и юмор в рассказах А. Каххара на современную тему бичуют пережитки прошлого. Например, в рассказах «Женщина, которая не попробовала кишмиша», «Влюбленные», «Лицемер», «Писец», «Учитель литературы», «Художник» автор показывает беспринципных чиновников, мещанское настроенных людей.

Примечательны рассказы А. Каххара, объединенные общей темой «из прошлого» – предельно краткие эмоциональные зарисовки из жизни узбекского народа начала прошлого века. В рассказах этого рисунка, способный заглянуть в глубину души героев и просто и взволнованно поведать об этом читателю. В основе рассказов – судьба маленького человека-труженика, задавленного голодом и нуждой. Так, в рассказе «Гранат» повествуется о нелегкой жизни молодых супругов. Бедность и безысходность толкают главного героя рассказа Турабджана на воровство: будучи не в состоянии купить жене, ожидающей ребенка, гранаты, он крадет их в саду у богача.

Рассказ предваряет эпиграф –

Вокруг обилье плодов, а ты

голодаешь, дитя!

Арыки полны воды, а ты умираешь

от жажды, дитя! –0

в котором сконцентрирована проблематика рассказа.

Горестная картинка предстает перед нами – нищета измотала семью Турабджана, даже ожидание рождения ребенка не приносит радости. Турабджан не лентяй и не бездельник. Целыми днями он батрачит на хозяина, но того, что ему платят за тяжелый изнурительный труд, не хватает даже на то, чтобы прокормить семью, купить беременной жене желанных гранатов.

От безысходности и отчаяния супруги кидают друг другу страшные обвинения, Турабджан поднимает руку на мать своего будущего ребенка. Сцена ссоры героев рассказа полна драматизма. Примечательна художественная деталь, появляющаяся в начале ссоры супругов. В кромешной темноте позднего вечера, как бы отражающей безысходность жизни семьи бедняков, «взвился красный комок огня, оставляя за собой светящийся след…» – фейерверк в честь праздника по случаю рождения ребенка у богатого соседа. Красный комок огня, рассыпавшийся искрами, так напоминает плод граната, их у соседа – сплошная гранатовая роща. Этот

эпизод, своеобразный толчок развития действия. Турабджан совершает кражу.

Автор показывает, как Турабджана пронизывает душевная боль, он мучительно переживает о своем поступке. «Его трясло как в лихорадке. Губы его скривила болезненная улыбка». Говорил он мучительно, тяжело, с надрывом.0

В этом небольшом по объему, но выразительном рассказе, реалистично показана жизнь простого узбекского народа конца XIX века.

      2    Абдулла Каххар и его повести о жизни начало 20-х годов

Заслуга Абдуллы Каххара в развитии новеллистического направления в узбекской литературе огромна. Он плодотворно трудился также в жанрах повести и романа. Его перу принадлежат повести «Землетрясение», «Герой из Дардака», «Птичка-невеличка», «Сказки о былом». Темы их самые разные. Изобразительное мастерство писателя совершенствуется с каждым новым произведением .0

В «Птичке-невеличке» изображена сельская жизнь во второй половине 50-х годов. Рост статуса женщин, признание из общественной значимости, их новая роль в семье изображены ярко и правдива. Главная героиня Саида Алиева – человек чистосердечный, не страшащая трудностей, решительный, умелый организатор. Духовный облик Саиды раскрывается по мере происходящих событий и прежде всего в ее столкновениях с председателем колхоза Каландоровым.

Писатель плодотворно пользуется методом психологического анализа. Примерами такого психологически обоснованного развития сюжета является конфликт Саиды с председателем колхоза, встреча Али-бобо с дочерью по возвращению из заключения, любовь, возникшая между Саидой и Казимбеком, сыном Каландарова, состояние Хуринисы, ожидающей гостей, – все это события, определяющие одновременно повествовательно – композиционную динамику и концепцию раскрытия характеров героев.

Повесть «Птичка-невеличка» изобилует сатирическими деталями, юмор, каламбурами, лаконичными, полными смысла народными выражениями и образными символами. Многие из них – образцы национального до тонкости отшлифованного языка: «кто-то слово молвит, подмаслив его, а кто-то, обвязав колючками», «Бракованного человека не бывает», «Лицо ишана напоминало шкуру высосанной виноградины»

Повесть – «Сказка о былом» – произведение автобиографическое. Главный герой повести- сам Абдулла Каххар. Основное внимание сосредоточено на детских и юношеских годах, но воспоминаниях о трудностях, пережитых в ту пору, о процессе возмужания. Важно, что биография героя неразрывна с жизнью народа, его душа проникнута духом времени. В повести изображены исторические трагедии прошлого страны, страшные события из жизни народа, но запечатлены и достойные подражания дела отражены замечательные качества, что были присущи нашим предкам. Привлекательны в повести образы людей прошлого – отец и мать, Валихан – суфий, Туракул, Бабар , Сарвиниса .

«Сказка о былом» богаты юмором, иронией, сатирой. Писатель выражает свои мысли кратко, часто в образных сравнениях: «Юзбаши воспользовался ситуацией, выпавшей на долю народа, и, словно ложками, хлебает кровь народную» или «При голоде дехканина накормит хоть ступа для дробления зерна, мельника – мука, осевшая на тюбетейке, они все-таки способны прожить дольше, но ремесленнику очень трудно – он вынужден покупать за подсумму из кукурузной муки, размером с верблюжий глаз»

Повесть «Сказка о былом» – глубоко реалистическое произведение, в нем ярко показана правда жизни, без всякой идеализации и надуманности.0

3  Рассмотрев и проанализировав сложный художественный мир писателя, мы пришли к следующим выводам:

  • Абдулла Каххар вошел в узбекскую литературу как превосходный рассказчик и непревзойденный мастер этого жанра. Его даже называют узбекским Чеховым;
  • в его рассказах раскрываются лучшие черты узбекского народа — ясный ум, житейская мудрость, склонность к юмору;
  • язык рассказов А. Каххара лаконичен, полон афоризмов и лишен традиционной для узбекской прозы вычурности и цветис­тости;
  • темы и сюжеты своих произведений он брал из узбекской действительности;
  • все герои А. Каххара теснейшим образом связаны с бытом, обычаями, традициями и нравами той среды, которая выдвинула их;
  • первое его стихотворение «При лунном затмении» было опубликовано в журнале «Муштум»;
  • рассказы «Вор», «Гранат», «Страх», «Учитель словесности», «Траур на свадьбе», «Махалля», романы «Мираж», «Огни…», повести: «Кишлак под приговорам», «Золотая звезда», «Птичка-невеличка», «Любовь», «Сказки о былом» являются великолепными представлениями жизни узбекского народа начала XX века;
  • драматические произведения «Шелковое сюзане», «Больные зубы», «Голос из гроба», «Милые мои», считаются лучшими реалистическими произведениями в узбекской литературе;
  • А. Каххар известен и своими переводами. Он перевел на узбекский язык повесть «Капитанская дочка» А.С. Пуш­кина, комедии «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, роман «Война и мир» Л.Н. Толстого и многие рассказы А.П. Чехова;
  • его называли узбекским Чеховым, он был прирожденным сатириком;
  • А.Каххар улавливал такие моменты жизни, изображение которых уже само по себе давало сатирический эффект. А.Каххар стремится взять за основу рассказа обыденное явление и умеет найти нечто такое, за чем стоят большие вопросы существенного, обобщающего значения;
  • важная роль в рассказа отводится речевой характеристике персонажей, что призвана способствовать реальному отражению наиболее важного и существенного в жизни. Язык Каххара образен. В его рассказах мы встречаем неожиданные метафоры, оригинальные словосочетания, пословицы и поговорки, передающие все богатство и своеобразие национального языка.

Список литературы

  1. Абдуллаева Г. Преподавания языка и литературы. –Т., 2007.
  2. Абдусаматов Х. Абдулла Каххар (о жизни и творчестве). –Т., 1997.
  3. Владимирова Н.В. От слова к книге. -Т., 1986.
  4. Гарипова Г.Т, Мусина Г.И, Петрухина Н.М. Учебник- хрестоматия для 9 кл. -Т., 2015.
  5. КамиловаС.Э Разработки практических занятий по узбекской литературе. -Т., 2009.
  6. Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н. Узбекская литература. –Т., 2010.
  7. Каримов И. А «Высокая духовность- непобедимая сила». –Т., 2008.
  8. Каримов Н, Мамажонов С, Назаров Б, Норматов У, Шарофиддинов О. Узбекская литература XX в.–Т., 1999.
  9. Каххар. А. Рассказы. — Т., 1997
  10. Каххар А. Рассказы и повести. –Т., 1965 .
  11. Каххар А. Мои воспоминания. –Т., 1999.
  12. Кельдиев, Т. Т. Литература. — Т., 2010.
  13. Мирзаев С. Узбекская литература 20 века. –М., 2010.
  14. Циндидис И.А, Маслова Е.В Узбекская литература. –Т., 2016.
  15. Шарафиддинов.О.«Абдулла Каххар» (Записки о жизни и творческой деятельности). –Т., 1988.
  16. Международный научный журнал№ 3 (137) / 2017«Молодой ученый»
  17. Библиотека www.ziyouz.com
  18. www.tilvaadabiyot.uz
  19. .www.ziyonet.uz
  20. Aim.uz

 

Хаитбав Максим Васильевич,

Общеобразовательная школа №10

Хорезмской области, г Ургенча.

Учитель русского языка и литературы.

Ulashing:

Fikr bildirish

E-pochta manzilingiz chop etilmaydi. Majburiy ma'lumotlar * bilan belgilangan